Большой куш на зеленой тарелке
--------------------------------------------------------------------------------
«Привет, Россия! Ты меня видишь?» Если бы чемпионат страны целиком перекочевал на «Плюс», подавляющее большинство болельщиков не смогло бы лицезреть ни счастливую физиономию Родолфо во весь экран, ни яркую игру «Локомотива», ни много чего еще…
С тех пор как стало известно, что спутниковый канал «НТВ-Плюс» приобрел эксклюзивные права на показ чемпионата России (минус 30 самых хитовых поединков, которые остались на Первом), а руководители канала принялись убеждать народ в необходимости такого шага, меня не покидало стойкое ощущение нереальности происходящего. Я рискнул кровной сотней долларов и заключил пари с друзьями. Моя позиция заключалась в том, что чемпионат России на «Спорте» обязательно будет. Причем примерно в тех же объемах, что и в прошлом году. Пари я выиграл. Ситуация, похоже, разрешена. Остается подвести некоторые итоги и обобщить все то, за чем мы с интересом наблюдали на протяжении двух недель.
Антон ТРЕТЯК
«НТВ-Плюс» задумал совершить гениальный маркетинговый ход. Покупка почти полного эксклюзива на чемпионат России, безусловно, должна была дать серьезный рост числу абонентов, а следовательно, и доходов компании. «Плюс» позиционировал себя как «первый телеканал, который платит деньги российским клубам». Далее руководители компании рассказывали, как намерены за четыре года за счет новых абонентов «отбить» вложенные сто миллионов долларов.
О цифрах мы еще поговорим. Пока о том, откуда они берутся. Абоненты – главное достояние «НТВ-Плюс». Реклама, говорят сотрудники компании, весьма малочисленна и дешева. Количество рекламы и ее стоимость напрямую зависят от непосредственного числа потенциальных потребителей рекламируемого товара, то есть от аудитории канала. Аудитория эта, если верить управленцам «НТВ-Плюс», утверждающим, что таковых почти 2 миллиона человек (хотя говорят, что более точная цифра – 500 тысяч), составляет на самом деле меньше одного процента от общего населения страны. Меньше одного! В то время как российский футбол согласно результатам различных опросов и мнений, интересен как минимум десяти процентам людей, живущих в России. И каждый процент здесь – более полутора миллионов человек!
То есть мы говорим примерно о 20 миллионах людей, которые хотят смотреть футбол. Из них, скажем, 10 миллионов, или даже 5, обладают финансовой и прочими возможностями установить себе «НТВ-Плюс». Вопрос: как быстро небольшая, не обладающая серьезным охватом территории компания способна удовлетворить запросы такого количества людей? Не говоря уже о тех сложностях, которые существуют для потенциальных подписчиков.
УТКИН ЛУЧШЕ ТАЛАЛАЕВА?!
Для того чтобы стать полноправным абонентом «НТВ-Плюс», нужно жить в определенном месте. Нужно, чтобы окна выходили в определенную сторону, этаж был высоким и так далее. Грубо говоря, если человек живет на первом этаже, да еще и с окнами на восток, – не видать ему над ними «плюсовой» тарелки. Можно договориться и установить «железяку» на крыше дома, но тогда существует серьезная вероятность того, что какой-нибудь рабочий, которого привела на макушку дома производственная необходимость, возьмет да и перережет соединительный провод – подобное стряслось однажды с моим другом. Восстановление провода потребовало серьезных моральных и финансовых усилий – даже при наличии определенного блата! Такой вот уровень сервиса и технического обеспечения. И альтернативы не существует. Подключение через всяческие существующие «выделенки», кабельные сети пока невозможно. Вернее, в Москве у компании существуют такие договоры, но не в провинции...
Я не хочу говорить громких слов об ущемлении прав болельщиков и так далее. Коммерческая компания вовсе не обязана учитывать болельщицкие интересы. Но интересы потенциальных и действующих абонентов компания, которая хочет зарабатывать, не учитывать не может. Однако ж – не учитывает…
Руководители «НТВ-Плюс» и комментатор этого канала Василий Уткин на своей небезызвестной интернет-конференции много говорят о коммерческой составляющей сделки, о пользе, которую она принесет всему российскому футболу. «Мы готовы обеспечить лучшее качество картинки, и у нас лучшие комментаторы», – таков главный козырь «плюсачей». Потом выясняется, что качество картинки из Нальчика улучшится не ранее, чем через полгода, когда будет куплено и установлено на стадионе «Спартак» необходимое оборудование. Ну и так далее, по списку городов. Через те же полгода, возможно, появится шанс подключиться к «НТВ-Плюс» у жителей Приморского края, чья команда, между прочим, уже вовсю играет в премьер-лиге.
Что же до «лучших комментаторов», то подобное заявление по меньшей мере спорно и не очень-то прилично. Как-то не приходилось встречать прежде в СМИ таких категоричных форм, мол, у нас – лучшие журналисты, у нас – лучшие фотографы, у нас – лучшие редакторы и корректоры. Нет еще таких критериев, которые могли бы определить, кто лучше разбирается в футболе – Уткин или Казаков, Розанов или Градиленко, Батурин или Талалаев. Или на «Плюсе» таковые уже изобрели?
10 БАКСОВ-ТО – НЕ ЛИШНИЕ!
На своей конференции Уткин подчеркивает, что «НТВ-Плюс» специально разработал тариф стоимостью в 300 рублей для просмотра матчей чемпионата России. «Это смешные деньги, вполне «подъемные» для любого человека. Нужно только отказаться от пары кружек пива в баре, бросить курить или пойти подработать», – общий смысл высказываний. Далее идет перечень регионов и городов, где Уткин побывал. Список впечатляет, но не убеждает. Да и пивной посыл – тоже. Я, например, знаю деревни, население которых поголовно трудится в колхозе, причем трудится с утра до вечера, и каждый работник получает в месяц от двух с половиной до четырех с половиной тысяч рублей. Да что деревни, если в подавляющем большинстве российских городов человек, зарабатывающий 10 тысяч рублей в месяц, считается зажиточным и обеспеченным! Готов ли он выложить из 300 долларов 10 за футбол, если на одну только квартплату у него уходит около 50? И позволяет ли такая зарплата покупать в кредит дорогостоящее оборудование?
Я уже не говорю о таких категориях граждан, как пенсионеры, сводящие концы с концами на 50 долларов, априори неплатежеспособные школьники, студенты. Наконец, несметные толпы тех, кто живет в съемных квартирах. Гигантская масса населения, которая враз остается без футбола. Им-то как быть?!
Тот посыл, что за просмотр футбола нужно платить, потому что это – правильно, это – по-европейски, хорошо звучит в богатых странах Европы. Но не здесь. И речь не только о бедности, но и о возможностях. В том числе – о возможностях «НТВ-Плюс» за деньги продать качественный товар. Это ведь выражается и в мелочах тоже. Скажем, после объявления о подписании контракта люди, на бедность совсем не жалующиеся, принялись звонить в компанию, чтобы им установили оборудование в кредит, а операторы совершенно не в курсе того, что есть такой тариф! Разве это правильно, если мы говорим о бизнесе?
Если продолжать тему бедности, стоит заметить, что «НТВ-Плюс» – далеко не самый дешевый телеканал в Европе. 300 рублей за чемпионат России – не так уж мало и доступно, если учесть, что столько же в пересчете на евро стоит просмотр чемпионата в Германии. А за 800 наших рублей в той же Германии можно подключить пакет, в который входит буквально весь мировой спорт плюс еще 150 различных тематических каналов. В то время как стандартный набор «плюсовских» каналов – без единого спортивного и с минимумом тематических – стоит более 600 рублей, а с небольшим набором спортивных – 1000 с лишним!
Бедность и неплатежеспособность населения – действительно не проблема Уткина и «НТВ-Плюс», а проблема государства, о чем они не раз говорили. Владимир Маслаченко выразился совсем четко: «Люди привыкли к «халяве», пора уже отвыкать». Что ж, государство решило проблему неплатежеспособности населения в вопросе просмотра футбола быстро и оперативно. Государство не любит, когда ему часто напоминают о том, что оно помнить не хочет.
«ГАЗПРОМ» ПРОТИВ «ГАЗПРОМА»
«Спорт» поступил нечестно, – досадует директор спортивных каналов «НТВ-Плюс» Анна Дмитриева. – Они нарушили правила конкурентной борьбы и ждали политического решения». А чего еще ждать «Спорту»? Между прочим, федеральному каналу. У «НТВ-Плюс» есть 100 миллионов долларов, у «Спорта» есть федеральный статус. Напомню, что этот канал был создан по инициативе лично президента Путина. «Спорт» финансируется государством, всячески поддерживается «Росспортом», имеет вполне определенные задачи. А 100 миллионов «НТВ-Плюс»...
У меня нет никаких оснований не верить руководителям «Плюса», которые утверждают, что в прошлом году компания получила существенную прибыль. У меня нет никаких оснований не верить их расчетам, которые свидетельствуют о том, что компания сможет вернуть вложенные миллионы. Но у меня есть серьезные сомнения в том, что искомые деньги, которые нужно заплатить за российский футбол, лежат в кармане или тумбочке самого «НТВ-Плюс». Более логично предположить, что эти деньги инвестирует «Газпром» – владелец спутниковой империи. Но «Газпром» – компания государственная, более того, бюджетообразующая. Парадоксальная ситуация получается: за счет налогоплательщиков покупают права на российский футбол, а затем их же еще и заставляют платить за просмотр этого футбола.
Для клубов ситуация выглядит проще. Около 30 миллионов долларов от рекламных поступлений, которые обеспечивают трансляции на Первом плюс увесистый куш от «НТВ-Плюс», – это от 50 до 60 миллионов долларов ежегодно. 60 миллионов долларов за зрелище, которое, объективно говоря, не стоит и десятой доли этой суммы! Да клубы должны руки целовать экс-президенту лиги Евгению Гинеру и ее нынешнему руководителю Михаилу Воронцову, которые «пробили» столь внушительные, я бы даже сказал, невероятные контракты!
25 МИЛЛИОНОВ НА БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ
Президент РФС Виталий Мутко, проявивший во всей этой ситуации настоящую политическую «гибкость», не так давно привел французский пример. «Сначала было 2 миллиона, потом – 40, теперь – 400», – рассказывал руководитель российского футбола, который, к слову, считает, что наш чемпионат уже перегнал по уровню французский. Вот только забывает Мутко, что опыт финансовых взаимоотношений телевидения с футболом в этой стране гораздо больше российского. Французы постепенно пришли к нынешним цифрам, также, как итальянцы, испанцы, немцы, а мы хотим всего и сразу. «Более 50 процентов доходов европейских клубов идут от продажи телевизионных прав. У нас должно быть так же», – убеждены руководители российских клубов. И проигрывают середнякам из Бельгии и Израиля, аутсайдерам из Испании и Италии…
Действительно, телевизионные прибыли «Барселоны» за прошлый год составили 150 миллионов. Примерно столько же заработали «Ювентус», «Милан» и «Интер». В Италии, к слову, клубы сами продают свои права, из-за чего пару лет назад чуть было не сорвался очередной чемпионат. Маленькие клубы, чьи телевизионные доходы оставляли желать лучшего, отказались стартовать в серии А, если условия контрактов не будут пересмотрены. Пришлось переносить начало чемпионата и дожидаться, пока стороны не договорятся.
В России права продает РФПЛ, но ситуация похожа. Больше всех получит ЦСКА, который и так по итогам прошлого сезона практически выбрался на уровень самоокупаемости, или «Зенит», который тратит столько, что его расходы могут покрыть разве что телевизионные доходы «Барселоны» или «Милана». А «Амкар», «Спартак-Нальчик», «Ростов» получат из всех этих телевизионно-рекламных миллионов лишь малую толику, которая даже для их скромных бюджетов не станет определяющей цифрой. То есть 20 с лишним миллионов долларов в год (а если быть скрупулезно точным, то 14 миллионов в первый год, 28 миллионов во второй и третий, 22 миллиона – в четвертый) – по сути, чистой воды благотворительность. Браво, лига!
В заключение байка. Даже не байка – скорее быль. Вот все задаются вопросом: почему решать эту ситуацию Путин поручил Медведеву? Самое распространенное мнение: «Медведева сейчас «раскручивают», готовят в преемники Путину».
На самом деле все гораздо проще. Или сложнее – в зависимости от того, с какой стороны посмотреть. Дело в том, что когда Путину доложили о сложившейся ситуации, ему не понравился только один момент. Ведь «кинули» его детище – канал «Спорт». «Кто?» – грозно спросил президент. «Газпром», – тихо ответили ему. После чего председателю Совета директоров «Газпрома» Дмитрию Медведеву и было отдано приказание: разобраться в проблеме, но так, чтобы простые болельщики имели возможность посмотреть футбол.
Медведев, на котором висят все национальные проекты, человек занятой. Он вызвал в Анапу руководителей двух каналов и сообщил: «Все будет так, как в прошлом году». Заниматься пересмотром контракта времени у первого вице-премьера уже не было, поэтому Медведев решил его сохранить.
А обставили все так, будто Путин о болельщиках порадел. Царь – он ведь добрый!
Источник: (Футбол, хоккей)